Обжалование судебных актов

Обжалование решения суда – это неотъемлемое право участников процесса. Это одна из основных гарантий права каждого субъекта на судебную защиту. Процедура обжалования позволяет снизить риск судебных ошибок и повысить эффективность судопроизводства.

 

Обжалование решения суда имеет целый ряд различных особенностей и ограничений, и на каждом последующем этапе доказывать свою позицию все сложнее. Это строго формализованный процесс с четко регламентированными сроками совершения процессуальных действий, формой и порядком подачи жалоб. Нарушение хотя бы одного требования закона может повлечь оставление жалобы без движения и ее возврат заявителю и, в конечном счете, невозможность обжалования решения суда. Кроме того, процессуальное законодательство постоянно меняется, изменяется порядок подачи жалоб, вводятся новые стадии обжалования (примером чего могут служить изменения в Гражданский процессуальный кодекс РФ с 01 января 2012 года, о которых пойдет речь ниже). Поэтому без помощи грамотного юриста не обойтись.

 

Успех обжалования судебных актов напрямую зависит от мастерства Вашего юриста. Чем раньше вы заручитесь поддержкой опытного юриста, тем скорее и успешнее будет завершение процесса. Если решение суда Вас не устраивает, важно своевременно подать соответствующую жалобу. Это правило в равной мере касается, как рассмотрения дела в суде первой инстанции, так и всех последующих этапов обжалования.

 

Юристы ООО «Тульская правовая компания» имеют большой опыт обжалования судебных актов. Мы внимательно изучим Ваше дело, профессионально составим любую жалобу и при необходимости осуществим представление Ваших интересов в суде.

 

Наши специалисты проводят постоянный мониторинг законодательства, своевременно отслеживая происходящие изменения.

 

В этой статье будет говориться о процедуре обжалования решений судов общей юрисдикции, регламентированной Гражданским процессуальным кодексом России (ГПК РФ), с учетом изменений, вступивших в силу с 01 января 2012 года.

 

Новые поправки в ГПК РФ вводят в судах общей юрисдикции апелляционные инстанции при рассмотрении всех гражданских дел. До этого стадия апелляционного обжалования предусматривалась только для решений мировых судей, жалобы на решения районных судов рассматривали суды кассационной и надзорной инстанций. Но у обеих этих инстанций имелся существенный недостаток – они рассматривали дело большей         частью по бумагам, основанием для отмены решения суда служили правовые ошибки – неправильное применение норм материального или процессуального права. При этом судьи всегда загружены и, как подозревают многие податели жалоб, у судей не всегда есть время вникать в суть жалоб. Отсюда и формальный подход к рассмотрению жалоб, который имелся порой.

 

Исправить ситуацию призвана новая инстанция – апелляция. Она отличается от кассации, в первую очередь, тем, что в апелляционном порядке дело рассматривается заново по существу по правилам первой инстанции. Стороны могут давать объяснения, участвовать в прениях, заявлять новые доказательства (если они не были представлены в суд первой инстанции по причинам, признанным судом уважительными), вызвать новых свидетелей, заявить ходатайство о назначении экспертизы и др.

 

В кассационной инстанции будут рассматриваться жалобы на судебные акты, вступившие в законную силу, при условии, что сторонами были исчерпаны иные возможности обжалования. Остается также надзорная инстанция. Однако порядок рассмотрения дела в кассационной и надзорной инстанции значительно отличается от рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанции. В частности, суд не выходит за пределы ранее установленных обстоятельств. Если будет установлено, что суд первой инстанции или апелляция не изучили какие-либо обстоятельства, которые следовало установить, дело будет возвращено на новое рассмотрение.

 

В соответствии с п. 1 ст. 320 ГПК РФ в новой редакции решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке.

 

Апелляционные жалобы рассматриваются на решения мировых судей - районным судом, а на решения районных судов – областным судом.

 

Увеличен срок обжалования решения суда первой инстанции. Ранее подать апелляционную или кассационную жалобу можно было в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Теперь пунктом 2 статьи 321 ГПК РФ закреплено, что апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда. Если Вы пропустили срок для подачи жалобы, важно одновременно с подачей жалобы заявить ходатайство о восстановлении этого срока и обосновать уважительность причин его пропуска (более позднее получение решения суда, нахождение на лечении и пр.)

 

Очень важно также и то, насколько грамотно будет составлен текст самой жалобы. Законом установлены определенные требования к форме и содержанию каждой жалобы (апелляционной, кассационной и надзорной). Несоблюдение хотя бы одного из них является основанием для оставления жалобы без движения и последующего ее возврата заявителю. Последствием этого будет являться пропуск срока на обжалование и вступление в силу решения суда первой инстанции.

 

До подачи жалобы на решение суда необходимо уплатить государственную пошлину, размер которой установлен Налоговым кодексом РФ. Некоторые категории плательщиков от уплаты государственной пошлины освобождены. Квитанция об уплате госпошлины в обязательном порядке прикладывается к жалобе. Неуплата, неполная уплата государственной пошлины (или отсутствие квитанции с жалобой) является основанием для оставления жалобы без движения и ее возврата заявителю.

 

Обязательными элементами жалобы, помимо сведений, о которых мы говорили выше, являются документы, прилагаемые к жалобе.

 

В частности, согласно ст. 322 ГПК РФ апелляционная жалоба подается с копиями по числу участвующих в деле лиц, к ней прилагается документ, подтверждающий уплату госпошлины, или о предоставлении льготы по ней, доверенность на лицо, подписавшее жалобу.

 

Получив надлежащим образом составленную жалобу со всеми необходимыми документами, судья выносит определение о принятии жалобы к производству и направляет его по почте лицам, участвующим в деле. В этом определении указывается место и время рассмотрении жалобы.

 

Мы рассказали лишь о некоторых особенностях подачи жалоб на судебные акты. Их на самом деле гораздо больше в зависимости от вида процесса (гражданский или арбитражный), стадии обжалования, вида судебного акта, на который подается жалоба и пр.

 

Кроме того, существуют множество тонкостей и ньюансов в праве и доказывании, от которых зависит весь исход дела. Ведь мало соблюсти формальные требования к жалобе, гораздо большее значение имеет содержание жалобы, выражающее суть позиции заявителя.

 

Именно поэтому составлением любой жалобы, безусловно, должны заниматься профессионалы. Это гарантирует то, что Ваша жалоба будет принята и рассмотрена судом последующей инстанции, а Ваши шансы на победу значительно увеличатся.

 

Юристы Тульской правовой компании помогут Вам профессионально составить любую жалобу, найти правовую или фактическую ошибку в решении суда, правильно сформулировать и обосновать свои доводы со ссылками на нормы права и судебную практику.

 

Вы также можете заручиться поддержкой наших юристов при рассмотрении жалобы в суде.

Консультации онлайн

Вы можете задать вопрос нашим юристам, написав нам письмо на e-mail: tpk-pravo@yandex.ru или воспользоваться формой обратной связи.
(Старайтесь четко излагать суть своего вопроса со ссылками на факты и обстоятельства. Это ускорит время ответа на Ваше обращение).