Защита прав потребителей

В настоящее время основным нормативным документом в области защиты прав потребителей наряду с Гражданским кодексом РФ является Закон «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 года № 2300-1.

 Этот закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей, а также определяет механизм реализации этих прав.

 Согласно указанному закону, потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

 Таким образом, закон о защите прав потребителей защищает граждан во множестве ситуаций: при покупке разнообразных товаров – от продуктов питания до бытовой техники и автомобилей; при оказании различных услуг: бытовых, туристических, медицинских и многих других, а также при выполнении для граждан всевозможных видов работ. Данный закон применяется также при оказании банковских услуг, заключении и исполнении кредитных договоров, что особенно актуально в связи с расширением рынка кредитования.

 Вместе с тем, многие граждане не знают свои права, а если знают, то не могут надлежащим образом ими воспользоваться в конфликтных ситуациях.

 Закон «О защите прав потребителей» устанавливает важнейшие гарантии защиты прав потребителей и правовые механизмы их реализации, например:

 - если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков (ст. 12);

 - право потребителя в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору потребовать замены на товар этой же марки, на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены, потребовать соразмерного уменьшения покупной цены, потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы (ст. 18);

 - право потребителя на обмен товара надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, в течение 14 дней со дня его покупки; в случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы (ст. 25);

 - за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований покупателя продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара (ст. 23);

 - право требовать от продавца компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера имущественного ущерба (ст. 15);

 - условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными (ст. 16) – актуально в случае заключения договоров с более сильной и защищенной стороной, когда существует риск навязывания условий договора (например, с банками);

 - иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены в суд по месту жительства гражданина-истца (ст. 17), в отличие от общего правила статьи 28 ГПК РФ, согласно которому иски предъявляются в суд по месту нахождения ответчика, истец освобождается от уплаты государственной пошлины и другое.

 Если Вы полагаете, что Ваши права как потребителя были нарушены, обращайтесь в ООО «Тульская правовая компания» и наши специалисты обязательно помогут решить Вашу проблему. В частности, мы окажем такие услуги, как:

 - консультирование по вопросам норм Закона «О защите прав потребителей» применительно к Вашей конкретной ситуации;

 - анализ заключенного договора на предмет нарушения предусмотренных законом прав потребителя (купля-продажа, кредитные договоры и др.);

 - подготовка и направление продавцу юридически обоснованной претензии

 - подготовка и подготовка исковых заявлений в суд и участие в судебных заседаниях.

 

Консультации онлайн

Вы можете задать вопрос нашим юристам, написав нам письмо на e-mail: tpk-pravo@yandex.ru или воспользоваться формой обратной связи.
(Старайтесь четко излагать суть своего вопроса со ссылками на факты и обстоятельства. Это ускорит время ответа на Ваше обращение).